Герой литературного произведения

Программы семинаров

Семинар. Автор – Читатель – Текст.

I. Дискуссия.

В начале дискуссии выступают 3 эксперта. Их задача – сформулировать 3 – 4 тезиса по обозначенной проблеме. Затем выступают оппоненты.

Вопросы для обсуждения:

1. Образы авторства в мировой литературе. Автор – это гений (безумец, оригинал и т.д.) или обычный человек, занимающийся интеллектуальным трудом.

2. Особенности творческого поведения. Что разрешено писателю, а что нет?

3. Герой для автора или Автор для героя? Герой, кто он – послушная марионетка или властитель авторских дум?

4. Смысл текста формируется автором во время написания произведения? или: Смысл формируется читателем во время чтения?

II. Обсуждение литературных произведений (это обсуждение связано с темой семинара).

1. И. Бунин. «Жизнь Арсеньева». Книга 5, глава XIII и XIV.

2. С. Есенин. «Чёрный человек».

3. О. Генри. «Теория и практика».

4. В. Брюсов. «Милый сон» и Ф. Тютчев «Последняя любовь».

5. *Л. Пиранделло. «Шестеро персонажей в поисках автора».

III. Литературоведы.

1. Проанализировать работу Ю. Лотмана («Роман А.С. Пушкина “Евгений Онегин”. Комментарий» 1 из глав) и выяснить, в чём заключается работа литературоведа с текстом (пересказ содержания? анализ формы? жанровые, текстологические и т.д. сопоставления? и т.д.).

2. Создать самостоятельно комментарий к одному из рассказов любого автора (русской или зарубежной литературы) XX в.

*Дополнительное задание: информационный поиск. Статьи, посвящённые проблеме Заголовка, названия текста (краткая библиография и краткая характеристика).

Словарь (найти в словарях и энциклопедиях следующие определения): автор, читатель, катарсис, текст – произведение, подтекст, контекст, интертекст.

Семинар 2. Художественный образ.

Своеобразие литературного произведения искусства.

I. Понятие художественного образа.

Задание: Найти 3 – 5 определений художественного образа и выписать их (работа по карточкам).

Литература:

Борев Ю.Б. Эстетика. М., 1969 (Раздел «Художественный образ»).

Роднянская И.Б., Кожинов В.В. Образ художественный // Краткая литературная энциклопедия (КЛЭ). Т. 5. М., 1962. Стлб. 363 – 369.

Эпштейн М.Н. Образ художественный // Литературный энциклопедический словарь. М., 1987.

Сравните определения. Что акцентируется в них?

1. внешняя предметность образа или внутреннее субъективное начало;

2. воплощённость в каком-либо материале (слово, речь) или несводимый к материалу контекстуальный смысл;

3. чувственно-эмоциональное начало или интеллектуальное начало;

4. индивидуальное или типическое.

Дополните доказательство одного из полюсов этих оппозиций своими аргументами.

II. Дискуссия: Взаимодействие внехудожественной действительности и художественного мира: подражание реальному миру, воссоздание его или сотворение нового мира?

III. Литература и другие виды искусства. Сходства и различия «языков искусства».

С. Есенин. Стихотворения («Там, где капустные грядки…», «Не жалею, не зову, не плачу…» и др.).

В. Маяковский. «Ночь» («Багровый и белый отброшен и скомкан…»)

А. Рембо. Гласные.

Г. Аполлинер. Каллиграмы.

А. Куприн. Гранатовый браслет (объясните необходимость именно такого эпиграфа). К. Бальмонт. Камыши («Полночной порою в болотной глуши…») М. Волошин. В вагоне.

* Творческое задание: Письменная работа «Экранизация литературного произведения: за и против» (2 страницы; по материалам экранизаций последних лет).

Семинар 3.

Герой литературного произведения.

По учебнику и литературоведческим словарям проработайте следующие вопросы:

1. Способы создания характера героя.

2. Герой и персонаж: участие в сюжете.

3. Система персонажей.

4. «Вечные» герои-образы (Гамлет, Дон-Кихот, Дон Жуан и др.).

Применение теории при анализе художественных произведений:

Литература:

1.Скафтымов А.П. Тематическая композиция романа «Идиот» // Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей. М., 1972.

2. Тюпа В. И. Характер // Литературный энциклопедический словарь. С. 481–482.

3. Чернец Л. В. Персонаж // Введение в литературоведение: Лит. произведение. М, 1999. С. 245–252.

4. Мартьянова С. А. Поведение персонажа // Там же. С. 261–279.

Проанализировать новеллу «Тамань» из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

1. Перечислите всех действующих лиц новеллы, с краткой характеристикой их (можно оформить в виде таблицы: 1. Действующее лицо. 2. Характеристика. 3. Роль в развитии сюжета).

2. Назовите главных героев (главного героя – если он, по Вашему мнению, один) произведения.

3. Определите мотивы поступков Печорина. Мотивы поступков «честных контрабандистов».

4. Составьте цепочку событий для Печорина и для «честных контрабандистов».

5. Кто рассказчик в этой новелле?

6. * Подумайте над вопросом: почему автор «заставил» своего героя бодрствовать в течение нескольких суток, что выходит за грань реалистичности?

Семинар 4.


0770297505790807.html
0770352147816527.html
    PR.RU™